Здесь золото ищут в словах

 

В краевой библиотеке имени А.С. Пушкина состоялся необычный поэтический “семинар шестерых”. Его особенность, если не уникальность, состояла в том, что это был первый семинар для литераторов за последние двадцать лет. Если не больше. На самом деле, это было большое событие в среде пишущих, однако внимание к нему со стороны читинских поэтов оказалось минимальным, а зря, ведь именно на семинарах, как на полевых учениях военных, поэты могут отработать основные “тактические навыки” стихосложения, обсудить с коллегами непростые вопросы, связанные с написанием стихотворений, да и просто получше узнать друг друга.
 
Но, что есть, то есть — на семинар пришли… шесть человек, готовых “пустить друг другу” поэтическую кровь во имя торжества слова и слога: Вячеслав Вьюнов, Галина Рогалева, Елена и Максим Стефановичи, Алексей Егоров и Людмила Мутовина. Первый за двадцать лет семинар был посвящен творчеству Алексея Егорова, с поэзией и прозой которого многие читинцы знакомы довольно хорошо. Алексей Николаевич регулярно публикуется в литературном журнале “Слово Забайкалья”, выступает в библиотеках и учебных заведениях города. Поэтам предстояло познакомиться с творчеством своего коллеги более подробно. В течение трех часов автора стихотворений, посвященных, в основном, таежной тематике, скрупулезно разбирали по косточкам его коллеги. Неожиданно для всех выяснилось, что лучшие свои стихотворения Алексей Николаевич почему-то все время прятал в своих заветных тетрадках. На вопрос “почему”, Егоров ответил: “Мне казалось, они неинтересные”. Вот тут и стало понятно всем, что семинары полезны, да еще как!
Многие из нынешних пишущих, не знающих слова “семинар”, задаются вопросом — зачем, мол, нужно разбирать творчество друг друга, не лучше ли просто писать, как Бог на душу положит? Да и кто судья поэту? На этот вопрос есть довольно простой ответ. Суть любого семинара заключается в качественном исследовании литературного материала. В этом смысле поэтические семинары будет правильно называть творческой лабораторией, где на микроскопическом уровне изучается стиль авторов, особенность их поэтического мышления, образность и, наконец, умение держать удар.
Что это за удар и почему его нужно уметь держать литератору, много говорил собравшимся известный забайкальский поэт, прозаик и критик, член Союза писателей России Вячеслав Вьюнов. Многие авторы не зря побаиваются Вячеслава Александровича, зная его въедливость, требовательность к слову и ответственность перед читателями. Если Вьюнов вцепился в кого-то на семинаре — для “жертвы” нужно готовить “бинты”. Тут наверняка будут слезы, тяжелые вздохи, вплоть до мыслей бросить писать. Как говорит Вьюнов, в творчестве не может быть друзей и знакомых: коли ты взялся за перо и называешь себя литератором, ты должен быть готовым дать ответ за написанное перед каждым, отстояв свое право называться поэтом. Объясняется вьюновская цепкость очень просто — если ты пишешь для себя, цитируй себя на кухне и никуда не лезь. Но если ты хочешь быть известным, если ты представляешь свое творчество людям, то твое творчество должно быть максимально профессиональным. Мало выточить поэтическую гайку, ее еще нужно проверить — так ли выточена. Кроме того, иногда у литераторов, как говорится, “замыливается глаз”, когда каких-то шероховатостей и неточностей они уже просто не замечают.
…Семинар закончился, а размышления над ним только начинаются. Мы давно живем в эпоху “самсебепушкиных”, не особо нуждающихся в “тактических учениях”. Итогом такой политики стало появление огромного количества тех, кого принято называть “графоманами” — людьми, по-своему понимающими слово “литература”, от которой они, тем не менее, находятся на приличном расстоянии. Книги этих авторов выпускаются в большом количестве и достаточно легко, но тяжело воспринимаются. Задача семинаристов — найти в тоннах литературной руды крупинки золотых слов, из которых будут отлиты пусть небольшие, но очень высокой пробы поэтические сборники и книги прозы, чтобы цена красивого слова взлетела, как в прежние времена, когда послушать поэтов собирались стадионы. Да, время стадионов для поэтов прошло, возможно, надолго, но наступило другое время. Первая поэтическая артель по добыче литературного золота свою работу начала. Теперь только лотки в руки и мыть, мыть песочек, глядишь, да блеснут долгожданные зерна поэзии, и в своих литературных мастерских кузнецы слова выкуют новые подковы для Пегаса. Главное, чтобы это золото было нужно кому-то, кроме самих поэтов.
 
Максим СТЕФАНОВИЧ.

23-10-2018

Развлечения
Фоторепортажи
Календарь
Погода
Гидрометцентр России